Вымышленные деньги

Зарабатывайте вместе с самыми успешными трейдерами со всего мира – в самой умной платформе для автоматического копирования сделок!

Несуществующие реально денежные средства, не имеющие аналогов в современном или в историческом денежном обращении, используемые в художественных произведениях, в компьютерных, настольных и деловых играх, получили название вымышленных денег. Названия единиц таких валют иногда основаны на названиях существующих реально или существовавших ранее валют – например, «альтаирские доллары» или «земная йена». Названия других – полностью фантазийные, как, например, «калганиды» в цикле «Основание» Айзека Азимова. Особенно распространенной как в фантастической литературе, так и в компьютерных играх виртуальной валютой являются «кредиты», которые можно электронно переводить и получать. В некоторых произведениях художественной литературы используются обменные средства, выполняющие функции денег, но деньгами, как таковыми, не являющиеся. Это, скорее, вспомогательные инструменты, применяемые при бартерном обмене. Очень часто фантазийные названия вымышленных денег сочетаются со вполне привычными названиями драгоценных металлов, из которых эти вымышленные деньги сделаны: золото, серебро, платина, медь. Можно выделить четыре основные группы вымышленных денег: деньги из художественных произведений и кинофильмов; игровые деньги и деньги из игр; виртуальные деньги; сувенирные деньги.

Деньги из художественных произведений и кинофильмов. Валюты, встречающиеся в художественных фантастических произведениях о будущем, а также эмитенты этих валют, часто сталкиваются со вполне реальной в будущем проблемой репликации материи и, следовательно, с проблемой легкой подделки этих валют. Изобретательные авторы предложили неспособные к репликации нетиражируемые валюты, как, например, «латинум» из «Миллионов Пандоры» Джоржа О. Смита, которые взрываются, если начать их сканировать репликационной машиной. С аналогичной проблемой сталкиваются и авторы фантастических произведений, в которых имеет место магия. В серии о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг магически созданная валюта ограничена во времени. А в вымышленном волшебном царстве Урсулы К. Ле Гин нарушается мировое равновесие, когда что-то создается из ничего.

Физический смысл, иногда закладываемый авторами произведений в фантазийные валюты, также колеблется в очень широких пределах в зависимости от степени образованности автора и от высоты полета его фантазии. Начиная со стандартных и понятных золота-серебра и других привычных ценностей – например, золотые «рилки» (Rilk) из города Ланкмар в произведениях Ф. Лейбера – и заканчивая «шпочем» («некая субстанция, получаемая искусственным путём и обладающая разными полезными качествами, в частности, служащая основным источником энергии для инопланетных рас») из рассказа Ю. Нестеренко «Согласно условиям договора». Промежуточное положение занимают валюты, хотя и непривычные, но физический смысл которых среднеобразованный человек все-таки еще может постигнуть. К ним можно отнести, например, SVU («Standard Value Unit» или «Стандартную Единицу Стоимости»), описанную в пенталогии «Князи тьмы» Дж. Вэнса. SVU описывалась как работающая в большинстве заселенных миров денежная единица, имеющая значение, эквивалентное одному часу неквалифицированной рабочей силы в стандартизованных условиях. Или эфемерная психологическая валюта «хаффи» из романа Кори Доктороу «Вниз из волшебного королевства».

К наиболее известным валютам, встречающимся в литературе и в фильмах, относятся:

Агол (agol) – бронзовая монета из города Ланкмар в произведениях Ф. Лейбера.

Анталер (антарктический талер) – денежная единица в государстве Свободная Антарктида в романе В. Васильева и А. Громова «Антарктида Online».

Алюминиевый фунт (золотой алюминиевый фунт) – денежная единица Конфедерации Меганезия из «Меганезийского цикла» А. Розова. Ценность соответствует 1 английскому фунту технического алюминия.

Анкморпоркский доллар (Ankh-Morpork dollar) – денежная единица города Анк-Морпорка из литературного цикла «Плоский мир» Т. Пратчетта.

Аргхана – денежная единица на планете Стерен-Гвандра из цикла произведений Г. Гаррисона о Стальной Крысе.

Аурики (Aurics) – деньги из произведений С. М. Стирлинга.

Белли – денежная единица из мира аниме-сериала «One Piece».

По виду напоминают американские доллары, а по ценности примерно равна японской иене.

Биты (bits) – монеты, используемые на территории Эквестрии в мультсериале «Му Little Pony: Дружба – это чудо».

Брик (brick), или кирпич – деньги расы ференги из кино- и телесериалов «Звёздный путь».

Богинье – денежная единица на планете Клизант в цикле произведений Г. Гаррисона о Стальной Крысе.

Вирр (Whirr) – денежная единица на планете Чоджеки в цикле произведений Г. Гаррисона о Стальной Крысе. Вирр выражается в отработанном рабочем времени (трудочасах).

Время – единственная валюта в фильме «Время».

Вулонги (Woolong) – деньги из аниме-сериала «Ковбой Бибоп».

Галлеон (Galleon) – золотая монета из цикла романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере, делится на 17 сиклей.

Гроут – денежная единица на планете Спиовента из цикла произведений Г. Гаррисона о Стальной Крысе. В обращении находятся золотые, серебряные и медные гроуты.

Долларофунты (Dollarpounds) – деньги из английского мини- телесериала «Красный карлик». 1 долларофунт равен 100 пенницентам.

Доллары двойные (Double Dollars) – деньги из японского аниме- сериала «Триган».

Дракон – денежная валюта, золотая монета в королевстве Вестерос из серии книг «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина. Монета равна 30 лунам, 210 оленям, 11 760 грошам.

Дырка от бублика – валюта, используемая в серии книг о волшебнице Тане Гроттер.

ЕОЭн, Единица Организованной Энергии – денежная единица в повести Севера Гансовского «Винсент ван Гог».

Калганиды (Kalganids) – деньги из произведений А. Азимова.

Камы – деньги из мультсериала «Вакфу».

Клавдии – валюта мира Престал аниме-сериала «Изгнанник».

Кламсы (Clams) – деньги из мультсериала «Флинтстоуны».

Кнат (Knut) – бронзовая монета из цикла романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере, 29 кнатов составляют 1 сикль.

Корона – валюта, используемая в «Мире стержня» из вселенной книг «Макс Фрай». На 1 корону можно прожить около месяца.

Кредиты галактические (Galactic credits) – деньги из английской научно-фантастического телесериала «Доктор Кто». Это название стало практически нарицательным, оно используется в большом количестве компьютерных игр: «Elite», «Star Control 2», «Космические рейнджеры» и других. Также кредиты упоминаются в фантастическом романе Кира Булычёва «Война с лилипутами».

Кресценты (Crescents) – деньги страны Калормен из «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса.

КЦ – высоко ценящийся аналог валюты в галактике Кин-дза-дза из одноимённого фильма, по сути – спички.

Мнемон – серебряная монета из романа «Свет в окошке» С. Логинова.

Об (обязательство) – аналог денег в повести Эрика Фрэнка Рассела «И не осталось никого...».

Райну (Rhinu) – деньги из литературного цикла «Плоский мир» Т. Пратчетта, применяются на территории Агатовой Империи. Соотношение между анкморпоркским долларом и райну неизвестно.

Рилк (Rilk) – золотая монета из города Ланкмар в произведениях Ф. Лейбера.

Сантик – разменная монета у лунных коротышек в повести Н. Носова «Незнайка на Луне». 100 сантиков составляют фертинг.

СВЮ (SVU, Standard Value Units) – деньги из серии книг «Князи тьмы» Дж. Вэнса.

Сикль (Sickle) – серебряная монета из цикла романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере (в русском переводе это название совпадает с библейским словом «сикль»: мера веса и денежная единица, в еврейском оригинале «шекель»). Сикль делится на 29 кнатов, 17 сиклей составляют 1 галлеон.

Смердук (Smerduk) – серебряная монета из города Ланкмар из произведений Ф. Лейбера.

Солярии (Solari) – деньги из цикла романов «Дюна» Ф. Герберта.

Спейсбаксы (Space bucks) или космические баксы (доллары) – деньги из фильма «Космические яйца» М. Брукса.

Суворики – деньги в цикле произведений Л. Кудрявцева «Охотники на магов».

Тик (Tik) – железная монета из города Ланкмар из произведений Ф. Лейбера.

Тича – тыща, валюта «Острова Крым» Василия Аксёнова.

Федха – серебряная монета на планете Лайокукая из цикла произведений Г. Гаррисона о Стальной Крысе.

Фелер – валюта из романа Яцека Наврота «А в Патафии не очень, или Второе путешествие профессора Трикса».

Фертинг – денежная единица у лунных коротышек в повести Н. Носова «Незнайка на Луне», делится на 100 сантиков.

Хаффи (Whuffie) – эфемерная психологическая валюта из романа К. Доктороу «Вниз и из волшебного королевства».

Чатл – деньги из фильма «Кин-дза-дза!» Г. Данелия.

Шпоч – денежная единица в рассказе Юрия Нестеренко «Согласно условиям договора». Описывается как «некая субстанция, получаемая искусственным путём и обладающая разными полезными качествами, в частности, служащая основным источником энергии для инопланетных рас».

Деньги из компьютерных и иных игр, или игровые деньги – другая разновидность вымышленных денег. Игровые деньги – это тоже деньги, они обладают основными признаками денег, они тоже служат мерой стоимости товаров и услуг, но – только в рамках конкретной игры. Игровые деньги появились почти сразу же, как появились сами игры. И также почти сразу выявилась их интересная особенность – начали выстраиваться легальные и нелегальные связи игровых денег с деньгами реальными.

В ролевой игре «Проект Энтропия» двадцатитрехлетний геймер под ником Deathifier за 13 700 вполне фиатных фунтов стерлингов купил виртуальный Остров Сокровищ. Он планировал монетизировать свое приобретение, продавая другим игрокам виртуальные участки для строительства виртуальных домов. В 2005 году Джон Джекобс под ником Бессмертный за 57 000 тоже фиатных фунтов стерлингов купил в игре виртуальную космическую станцию, надеясь в будущем продавать билеты виртуальным астронавтам. Несколько лет назад Кольцо Королевы Муравьев (Ring of Queen Ant) в Lineage 2 было оценено в 50 тысяч долларов. А в популярном среди русскоговорящих геймеров «Бойцовском клубе» стоимость полного комплекта артефактов с максимальным числом апгрейдов приблизилась к отметке в 100 тысяч евро. Начало было положено, и в дальнейшем наблюдался только рост. По оценкам Newzoo, на 2017 год общемировой объем рынка онлайн- игр составляет 108,9 миллиардов долларов. Ощутимая их часть приходится на операции по обмену игровых валют, так как, по некоторым данным, минимум 6% игроков используют онлайн-игры для заработка фиатных денег. Для примерно ста тысяч человек только в Китае и во Вьетнаме продажа игровых товаров и прокачанных героев в играх World of Warcraft и Lineage 2 – основной и единственный источник дохода.

Периодически крупные компании стараются ограничивать операции по конвертации игровых денег в реальные, однако особых успехов эти действия не имеют. Контролировать такие операции в интернете крайне затруднительно, так как cпpoc на них велик и участвует в них очень большое количество людей. Некоторые разработчики, например, создатели Second Life или Entropia Universe, наоборот, позволяют своим подписчикам использовать встроенную систему вывода игровой валюты и конвертации ее в реальные деньги. Вполне возможно, что, с учетом существующих трендов, в ближайшее десятилетие появятся виртуальные банки, виртуальные страховые агенты и виртуальное финансовое планирование, завязанные именно на игровые деньги. Не останутся в стороне, скорее всего, и национальные финансовые регуляторы. Так, Японское Агентство финансовых услуг (FSA) вполне серьезно планирует ввести регулирование игровых денег PokeCoins, используемых в игре Pokemon Go. По данным Financial Times, японские власти обсуждают вопрос регулирования с компанией – разработчиком игры – Niantic5. Пока FSA обсуждает лишь валютное регулирование игры, но этот прецедент может привести к тому, что все разработчики игр, доступных в Японии, будут обязаны обеспечивать внутриигровые валюты обычными японскими йенами.

К наиболее известным игровым валютам относятся:

Адена – игровая валюта в MMORPG Lineage 2.

Ассигнация – валюта в одном из клонов игры «Монополия».

Бабкинг (по переводу Taralej & JaboCrack, в оригинале Buckazoid) – валюта в Space Quest.

БК – валюта ролевой группы Bakugan Great Confrontation.

Варбакс – игровая валюта в Warface.

Галд (Gald) – валюта в серии игр Tales of.

Гил (Gil) – валюта в Final Fantasy.

Дублоны – валюта из игры «Алидерия».

Жини (Jini) – валюта города Жини в мире Tales of Eternia.

Зен (Zehn) – валюта в игре Rogue Galaxy.

Зени (Zeny) – деньги в MMORPG Ragnarok Online.

Зенни (Zenny) – валюта в Breath of Fire и Mega Man Battle Network.

Зоркинсы – валюта в Outcast.

Зоркмиды (Zorkmid) – валюта в играх Zork и Nethack.

Кинары – валюта в MMORPG AION.

Крабсы, или абсолютные кредиты (Crabs (Credits Absolute)) – деньги страны Ниронд из настольной ролевой игры «Подземелья и драконы» (Dungeons & Dragons).

Красные сферы (Red Orbs) – игровая валюта в играх серий Devil May Cry и God of War.

Кристаллы – валюта в различных, несвязанных друг с другом игровых вселенных.

Крышки – бутылочные крышки используются в качестве валюты в мире Fallout.

Лар – купюра «Федерации Диггеров». Номиналы 1, 5, 10, 50, 100 (первый выпуск) и 100, 500, 1000, 5000, 10000 (второй выпуск). 50000 – только для государственных выплат. Названа в честь древнеримского божества, охранявшего сокровища. 1 лар примерно равен 3 рублям.

Линги – деньги, используемые в деловых играх в экономическом лагере «Капитал» (Сочи).

Линдендоллар – игровая валюта в компьютерной игре «Second Life».

Месета (Meseta) – денежная единица из цикла игр Phantasy Star.

Манни (Munny) – игровая валюта Kingdom Hearts.

Межзвездные кредиты (M3K), (ISK, Inter Stellar Kredits) – деньги из игры EVE Online.

Патроны – валюта из серии игр Metro 2033, Metro Last Light, Metro 2033 Redux.

PokeCoins – деньги в игре Pokemon Go, используемые для выращивания редких монстров.

Покедоллар (PokeDollar) – деньги из цикла игр «Покемон».

Рио – деньги в серии игр Naruto на PlayStation 2.

Септим (Septim) – денежная единица Империи Тамриэль в вымышленной вселенной The Elder Scrolls, синонимы: золотой (общепринятое), дрейк (в Морровинде).

Симолеоны (Simleon) – денежная единица серии игр The Sims.

Спорлинг – деньги из галактики Spore.

Старбакс (StarBuck) – деньги из игры Star Control.

FIFA Points – игровая валюта, используемая в играх серии FIFA в режиме FIFA Ultimate Team наряду с монетами.

Фузы – валюта из игры «Вормикс».

Фол (Fol) – валюта в серии игр Star Ocean.

Шуршунчики – игровая валюта в игре Nuclear.

Эконо – деньги, используемые в деловых играх в Бердской экономической школе (Новосибирская обл.).

Эксы – деньги, используемые в деловых играх в Финансово- экономической школе (Москва).

С учетом того, что разработчики игр на начальном этапе развития индустрии игр, как правило, не задавались целью организовать легкий и прозрачный обмен своих игровых денег на фиатные валюты, то следует сделать вывод, что инициатива организации обмена – а следовательно, и спрос на обмен в обе стороны игровых денег на реальные деньги – возникли в широких слоях простых игроков. Это – очень фундаментальный вывод. Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность такого умозаключения, оно позволяет понять природу глубинных процессов, которые присущи любым нефиатным деньгам. Если рассматривать реальную экономику со всеми ее заводами, пароходами, электростанциями и фондовыми биржами как один очень большой объем, в котором циркулируют фиатные валюты, обеспечивая ее функционирование, а вокруг этого большого объема – расположить маленькие объемчики, которые будут соответствовать вымышленным игровым мирам, в каждом из которых циркулирует своя вымышленная игровая валюта – в целом это будет достаточно точная картина, описывающая «экономическое мироздание». И почти всегда существует потребность связать игровые валюты, вращающиеся в небольших игровых объемах, с фиатными деньгами, циркулирующими в большом объеме реальной экономики. Это – как желание связать небольшие кровеносные системы игровых миров с большой кровеносной системой реальной экономики. Роль крови, естественно, выполняют фиатные и нефиатные валюты. И желание организовать такую связь, понимание ее необходимости – объективно – оно децентрализовано порождается несвязанными друг с другом миллионами людей, проживающими на разных континентах, разговаривающими на разных языках и работающих в разных предметных областях. То есть это – действительно объективно существующий тренд, а не централизованно навязанный разработчиками игр или каким-то центром эмиссии функционал. В будущем, при более детальном рассмотрении природы криптовалют, этот вывод будет очень важен.

Немного особняком от игровых денег стоят виртуальные частные деньги, используемые для приобретения и продажи виртуальных товаров в различных сетевых сообществах: в социальных сетях, на тематических сайтах и форумах, в виртуальных мирах. В качестве их примеров можно привести:

Епоны – виртуальная валюта блог-платформы Diary.ru.

Кормы – виртуальная валюта сайта игр Alawar. Один Корм, при его трате на определенное действие, «съедает» действующее лицо сайта – кот Мур.

ОК – виртуальная валюта социальной сети Одноклассники.

Таланты – виртуальная валюта сайта, принятая на Цитадели Лиги.

Шабаши – мелкая виртуальная валюта, равная 1/333 Таланта. Используется на сайте Цитадель.

Существует причина, по которой виртуальные валюты выделены в отдельную группу, а не рассматриваются совместно с игровыми валютами. Эта причина – инициатор появления функционала по обмену игровых и виртуальных валют на фиатные деньги. В отличие от игровых валют, функционал обмена виртуальных валют на реальные денежные средства закладывался изначально самими создателями этих виртуальных валют, у которых была необходимость получить от пользователей реальные денежные средства. А не возникал естественным путем децентрализовано за счет наличия спроса на такой функционал со стороны широкого круга участников рынка виртуальных валют.

Обзор вымышленных денег был бы не полным, если в него не включить еще одну группу валют – сувенирные деньги:

БЭР – шуточная валюта, ходившая среди ликвидаторов во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Одесский рубль – рубль Одесского фальшивомонетного двора, выпуск начат в 1990 году.

Стругацкие – фановская купюра Два Стругацких 1980-x – 1990-x, и купюра «Один Стругль», выпущенная оргкомитетом Волгакона в Волгограде в сентябре 1991 года.

Сувенирные деньги, в отличие от игровых и вымышленных валют, не подразумевают наличия у них функционала обмена на реальные деньги по твердому или плавающему курсу и, соответственно, в полном смысле этого слова деньгами не являются. Не закладывался такой функционал ни первоначальными эмитентами этих валют, не возник спрос на него и у широких масс населения. Как ни странно, попыток обменять свою валюту на какую-либо более фиатную не предпринимали даже выпустившие в обращение «одесский рубль» сотрудники Одесского фальшивомонетного двора.

Содержание Далее

Перейти на Главную страницу сайта